САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
1. На первом этапе — знакомство со звуками и буквами — самой распространенной ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Родитель, называя букву, произносит именно название буквы, а не звук («кА», а не «к», «ре», а не «р.»). И это приводит к тому, что малыш будет читать, например, «каэрот», вместо «крот». 2. На третьем этапе обучения чтению (составление слов из слогов) малыши часто «нанизывают» буквы одну на другую, пока не выйдет слово, вместо того чтобы складывать слоги, (м-е-д-в-е-дь, а не мед-ведь). Помните, на этом этапе обучения чтению основной единицей является слог, а не буква. Нанизывая буквы и дойдя до конца слова, малыш уже просто не помнит, что было вначале, и не может понять прочитанное. 3 Малыш читает механически, то есть просто складывает слоги, но не понимает, что он прочел. Для того чтобы избежать этой ошибки, просите малыша объяснить или пересказать, что он прочел.
СНАЧАЛА ПИСАТЬ, ПОТОМ ЧИТАТЬ
Допустим, интерес к чтению ваше чадо проявило. С чего же начать, какие пособия первыми должны попасть в руки ребенка? Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать — утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами — нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче. учимся читать! этапы освоения чтения 1.Штрихуем и обводим Чтение начинается с письма, а письмо — с подготовки руки. Для этого монтессори-педагоги советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок, наконец, возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети — и самые маленькие, и постарше - отдаются подолгу с самым горячим увлечением. Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит. 3. Составляем слова Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита. 4. Пишем слова Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом; тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита, одну за другой, или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма. 5. Читаем Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, дети переходят к фразам и от рукописного шрифта — к печатному шрифту. читаем — играем В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение — это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему — и чтению, и письму, и бытовым навыкам — учится играя. Но у каждой игры есть свои правила. Постараемся их соблюдать. Играем: с чего начать и чем закончить Любая игра-упражнение начинается с презентации. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать. Например: «Это шершавые буквы. Мы будем обводить их пальчиком и называть». Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия. После презентации предоставьте малышу возможность поиграть самому. И вот тут уже не вмешивайтесь, не помогайте, пусть он делает все сам. А заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как собрать буквы в коробку, положить на место книжки и картинки. Рассчитывайте игру так, чтобы малыш не устал, когда подойдет время уборки. Помните: порядок -это обязательный элемент в системе Монтессори, и не стоит его игнорировать.
Сочиняем сказки
Игры с буквами на первых порах увлекут любого малыша. Но, как все игрушки, они могут наскучить, если будут однообразными. Поэтому ваша задача не только приготовить весь необходимый материал, но и подумать, как разнообразить игру. Некоторые ходы мы подскажем вам сами, когда будем рассказывать об играх. Но и вам нужно потрудиться. А чтобы вам было проще, дадим один совет: превращайте любую игру в сказку. Придумайте маленькие рассказики про приключения буковок или детей, про волшебные картинки, которые помогают им преодолеть все препятствия. Например, малыш обводит пальчиком букву. О, а вы говорите: «Вот на пути у наших героев озеро. Как же им через него переплыть? Позовем-ка на помощь волшебную букву М и составим слово "мост"» и т. д. Пять «не», или Запрещенные приемы игры 1. Ни в коем случае нельзя ругать малыша за то, что он что-то уронил, разорвал, испачкал. Не рекомендуется даже указывать ему на это. Нужно только предложить исправить ошибку и показать ему, как это делается. 2. Нельзя вмешиваться в ход игры со словами: «Дай я тебе помогу, у меня получится быстрей». Будьте терпеливы, иначе вы сформируете ненужный и очень опасный комплекс. Помогать можно только в том случае, когда малыш просит вас об этом. 3. Не оставляйте материалы и игры валяться на столе, после того как занятие окончено. Все пособия должны быть обязательно убраны самим ребенком. Только так он будет относиться к занятиям серьезно. 4. Не переделывайте при ребенке его работу. Очевидно, что на первых порах он не сможет качественно убрать за собой и вам придется наводить порядок еще раз. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок не видел, как вы это делаете. Ведь если он поймет, что сделал все плохо, то больше не захочет играть. 5. Нельзя перегружать малыша работой. Вы должны предлагать занятие в таком объеме, чтобы оно не утомило и не наскучило. Иначе работа будет брошена на полпути", а этого допускать нельзя.
В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. В этом море может утонуть даже профессиональный педагог, не говоря уж о простом родителе. Как выбрать ту единственную, верную книжку, которая поможет малышу научиться читать? На что обращать внимание? Какие методики и приемы скрываются за красочными обложками? Попытаемся ответить на эти важные вопросы. Конечно, невозможно в рамках одной книги осветить все пособия, учебники, азбуки и буквари. Но самые популярные, вызывающие эмоции от восхищения до полного неприятия, мы представим. Вы найдете небольшое обозрение содержания букваря, сможете заранее понять, как по нему работать, и, конечно, узнаете, что думают по поводу той или иной книги другие родители. Надеемся, что эта информация поможет вам сделать правильный выбор.
БУКВАРЬ НАТАЛЬИ ЖУКОВОЙ
Наталья Жукова — известный логопед, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования развития речи у дошкольников, ее многочисленные научные труды опубликованы в отечественных и зарубежных изданиях. Но имя Жуковой известно не только в узких кругах психологов, логопедов, педагогов. На сегодняшний день изданный ею букварь занимает одно из первых мест в книжных рейтингах. Многие родители уверены: если учить читать, то только по Жуковой. «Букварь» Жуковой — это результат тридцатилетнего опыта работы логопеда. «Букварь» сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме.
БУКВА БЕГАЕТ ЗА БУКВОЙ
«Букварь» Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению — от звука к букве. Поэтому, открыв «Букварь», вы увидите привычные картинки и большие буквы, слоги и т. д. Но есть и новшества. К сожалению, многие авторы букварей и азбук не дают методических указаний, как научить читать. Первые страницы знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа «сложи слоги с буквой А и прочитай их», или еще «проще» -- «составь, запиши и прочитай слоги», а иногда не имеют и таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог? В «Букваре» Жуковой в качестве единицы чтения изначально используется не отдельно взятая буква, а слог. Ваш малыш пролистнет несколько страничек — узнает несколько букв и сразу же начнет складывать их в слоги. Еще несколько букв -и опять слог. Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения, а родителю миновать самый сложный этап в обучении объяснить, как из звуков образуются слоги. Чтобы объяснить ребенку, как получается слог, Жукова использует оригинальный графический прием. Вот буква А, рядом буква У, а между ними бежит человечек. Мама показывает карандашом (указкой) первую букву, передвигает карандаш ко второй букве, а малыш тянет первую букву, пока не «добежит» до второй. Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась». Вот и получился слог.
В БУКВАРЕ ВЫ НАЙДЕТЕ
1. Обращение к родителям и советы автора на каждой странице, помогающие освоиться с методикой. 2. Буквы алфавита в сопровождении картинок. На картинках не только предметы, начинающиеся с представленной буквы, но и те, в которых изучаемая буква находится в середине или конце. Задания «Найди букву» развивают фонематический слух. 3.Графически показано слияние букв в слоги -«человечек бежит к букве». 4. Постепенное усложнение заданий на чтение: сначала только гласные буквы, затем гласный плюс согласный, сначала односложные, затем слова из двух-трех слогов и более, сначала коротенькие тексты из двух слов, затем небольшие рассказы. 5. Тексты и слова в книге сопровождают картинки. Однако букварь не перегружен ими. Автор особо отмечает, что ее книга не имеет развлекательного или занимательного характера, его задача — обеспечить ребенку быстрое овладение техникой чтения. Именно поэтому и тексты в букваре, что называется, традиционные, знакомые с детства «Лу-ша ма-ла» и «У Ло-ры ша-ры». Никаких сказочных героев и занимательных приключений вы здесь не найдете, только то, что необходимо с точки зрения методики.
КАК РАБОТАТЬ С БУКВАРЕМ. СОВЕТЫ АВТОРА
1. Начинать учиться можно в любом возрасте. Но автор особо оговаривает: устная речь ребенка должна быть достаточно развита. Если малыш говорит неграмотно или не выговаривает какие-то буквы, прежде чем учить читать, обратитесь к логопеду. 2. На каждой страничке под чертой вы найдете указания для родителей. Обязательно прочитайте их заранее. Так вы избежите многих ошибок, узнаете, как проще и доступнее преподнести материал. 3. Теперь можно приступать к занятиям. Не заучивайте сразу все буквы алфавита. В этом нет никакой необходимости. Ведь наша задача, чтобы ребенок понял, как складывать буквы, а не просто вызубрил названия. 4. Выучили первые несколько букв, переходите к их слияниям. На первых порах помогите ребенку. Ведите карандашом или указкой от буквы к букве, закрывайте белым листом ту часть текста, которую ребенок в данный момент не читает. Можно сделать в листе белой бумаги окошечко и передвигать его от слога к слогу по мере прочтения. У разных детей разные темпы обучения. Нужно следить, чтобы ребенок не просто механически складывал буквы, но и понимал прочитанное. Кому-то долго не удастся перейти от слогов и отдельных слов к предложениям и текстам, а кто-то сделает это быстро. Не торопитесь, но и не тормозите. Например, если ребенок хорошо запоминает буквы и быстро их находит, то нет необходимости делать все упражнения на чтения отдельных букв.
|