Программы развития государственного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной
школы № 452
Колпинского района Санкт-Петербурга
2007- 2012
« Школа – центр Созидания в микрорайоне »
Основные этапы Программы развития
2007-2008 учебный год – ГОД СЕМЬИ.
Цель: Создание условий для максимального взаимодействия семьи и школы.
2008-2009 учебный год – ГОД МОЛОДЕЖИ.
Цель: Воспитание активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность.
2009-2010 учебный год – ГОД ПОБЕДЫ.
Цель: Воспитание гражданина и патриота, уважающего ценности культуры других народов.
2010-2011 учебный год – ГОД УЧИТЕЛЯ.
Цель: Совершенствование познавательного, коммуникативного, эстетического, трудового, физического потенциала учителя «Новой школы».
2011-2012 учебный год – ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД.
Цель: Подведение итогов воспитательно-образовательной деятельности школы по реализации
Программы развития 2007-2012 «Школа- центр Созидания в микрорайоне».
I. Цели и задачи:
Цель: определение значимости школы как Центра Созидания в микрорайоне.
Задачи:
o Максимальное использование возможностей образовательной среды и системы дополнительного образования для организации благополучной социальной жизни школьников микрорайона и их семей;
o Создание условий для эффективного осуществления процессов самопознания, самоопределения, саморазвития, самовыражения и самореализации школьников.
o Пропаганда здорового образа жизни, развитие у школьников и их родителей потребности в физическом и нравственном совершенствовании; o Формирование правовой грамотности подростков;
o Воспитание гражданина и патриота;
o Овладение школьниками системой знаний и умений необходимых для: · социально- культурной интеграции в социальную среду; · повышения уровня коммуникативной компетенции; · расширение кругозора детей; · выбора профессии.
II. Обоснование необходимости разработки и реализации программы.
Одним из основных факторов риска, приводящий подростков к противоправным действиям, многие исследователи называют социальный фактор, который состоит из 2-х компонентов:
- макросоциальный фактор - состояние общества в целом;
- микросоциальный фактор- это окружение по месту жительства, в первую очередь семья, сверстники, с которыми проводят свободное время ребенок, досуговая деятельность ребят, психологический климат в школе. Рассматривая первую составляющую данного компонента, макросоциальный фактор, необходимо отметить, что все исследователи, занимающиеся проблемами в подростковой среде, отмечают, что кризис общества наиболее остро сказывается на молодежи. К сожалению, микросоциальный фактор, который может скорректировать и определить будущее мировоззрение ребенка, не всегда положительно влияет на становление детей.
Таковыми являются особенности нашего микрорайона:
o Микрорайон, в котором находится наша школа, территориально отдален от центра г. Колпино, где находятся учреждения дополнительного образования. В нашей школе 120 детей, из них 63 человека - дети из неполных, многодетных, опекаемых семей. Мамы вынуждены, практически, всё время тратить на то, чтобы материально обеспечить ребенка. Благосостояние большинства семей находится на низком уровне или даже ниже прожиточного минимума.
o К, сожалению, образовательный уровень родителей низкий: анкетирование родителей показало, что только 18% из них имеют высшее образование, 27% - среднеспециальное. И как результат первых двух факторов – только 10% детей занимаются в кружках и секциях в учреждениях дополнительного образования. Процесс занятости и воспитания и развития ребенка перекладывается на школу.
o На территории микрорайона располагаются 3 спецучреждения:
- спец ПТУ для подростков с правонарушениями,
- тюрьма для малолетних преступников,
- социальный дом для реабилитации осужденных после освобождения.
Данное "соседство " накладывает свой определенный отпечаток на жизнь в микрорайоне.
o Школа находится в промышленной зоне, на Розе ветров - экологически опасной для здоровья. Из 120 детей в группах лечебной физкультуры по рекомендациям врачей занимается 62 ребенка. o Жилой фонд - в основном, довоенный и послевоенный, а сама школа - 1936 года открытия. Имеется 2 общежития. Этим определен социально-бытовой уровень жизни многих семей. И как o результат - огромное количество социально-бытовых проблем. Семья, которая должна защитить ребенка, научить делать правильный выбор, критически относиться к патернам, которые несут нам средства массовой информации, к сожалению, своих функций не выполняет. Большая часть ребят, убегая от бытовых неурядиц, вынуждена проводить всё свободное время на улице.
III. Участники:
учащиеся школы;
сотрудники школы;
семьи учащихся;
жители микрорайона;
IV. Основное содержание программы.
Воспитательная и образовательная работа будет осуществляться по трем направлениям:
1.Движение - это жизнь (спорт, туризм, военно-патриотическая игра "Зарница")
2.В здоровом теле - здоровый дух (работа ШСС) 3.Мир, в котором я живу (организация дополнительного образования для усвоения образовательной программы) Каждое из направлений является важным само по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать в формировании здоровой и благополучной личности.
Такая форма организации позволяет охватить всех учащихся школы, членов их семей, подростков микрорайона и всех работников школы, поможет "найти себя", раскрыть свой потенциал всем участникам программы.
1. «Движение – это жизнь».
Данное направление решает задачи:
Ø воспитания у детей потребности в систематических занятиях спортом,
Ø укрепления физического и психологического здоровья детей,
Ø воспитания эстетических и волевых качеств детей, приучения их к здоровому образу жизни,
Ø развития спортивных способностей детей,
Ø формирования личности гражданина-патриота.
Основное содержание:
I .организация и проведение игровых турниров и конкурсов среди классов школы, семей школьников,
2.пропоганда здорового образа жизни, спортивных достижений школьников через выпуск молодежной газеты "Спорт и мы", оформление спортивных стендов.
3.проведение спартакиады школы.
4.проведение спортивных соревнований, посвященных 65 летию Победы
5.проведение походов и экскурсий Дорогами славы и по местам героической обороны Ленинграда.
6.проведение туристических слетов школы.
7.проведение акций "Мир без вредных привычек", "Спорт против...",
8. проведение Дней Здоровья
9.организация работы спортивных кружков и секций для учащихся и их родителей
10.проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья»
11.организация и проведение военно-спортивной игры "Зарница".
Промежуточные результаты:
- вовлечение школьников в кружки и секции спортивной направленности ü участие в спортивных мероприятиях в школе и районе, личные и командные достижения, ü проявление интереса к истории Российского спорта, гордость за успехи российских спортсменов. Ожидаемые результаты:
- Формирование у школьников и членов их семей обобщенной системы сохранения безопасной жизнедеятельности;
-Повышение устойчивости у школьников к факторам (экологическим и социальным),вредных для здоровья, сокращающих жизнь, ведущих к правонарушениям;
-Воспитание гражданина, созидающего здоровье, побеждающего недуги и недостатки,
воспитание победителя, а не пораженца, всегда готового прийти на помощь к другим и взять ответственность на себя.
- Привлечение учителей, учащихся и их семей, подростков микрорайона к активным занятиям физической культурой и спортом.
II. «В здоровом теле - здоровый дух».
Данное направление решает задачу - воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни и включает в себя:
1.тренинги по методу БОС (1 раз в неделю для класса) – профилактика заболеваний органов дыхания;
2.индивидуальные беседы с учащимися и их родителями о способах и методах способствующих улучшению результатов БОС - реабилитация организма в условиях неблагоприятного воздействия окружающей среды.
3.тематические родительские собрания с практическими занятиями.
4.конференции по здоровому образу жизни (1 раз в полугодие)
5.тренинги по методу БОС и семинары для педагогов. Улучшению возможностей тренинга по методу БОС способствуют сопутствующие занятия:
■ ЛФК и физической культуры - подтягивание мышц в области спины, живота и грудной клетки;
■ психолога - направленные на эмоциональное и физиологическое расслабление
§ Тренинги по развитию навыков общения (по группам).
§ Тренинги по развитию личностного роста учащихся.
§ Семинары для родителей с учетом особенностей детей
§ психологические причины правонарушений;
§ введение в проблему подростковой агрессии;
§ психологические особенности подросткового возраста;
§ Тренинг детско-родительских отношений (для семей находящихся
§ в социально - психологически сложной ситуации).
■ логопеда –
- дыхательная гимнастика для детей;
- индивидуальные занятия и консультации;
- открытие занятия для педагогов и родителей.
Промежуточные результаты:
- Ослабление тенденции ухудшения здоровья ребенка;
- Стабилизация характера течения основного заболевания;
- Сохранение психологического статуса ученика;
- Создание оптимальных условий для прохождения учеником образовательного маршрута;
- Оптимизация детско-родительских отношений в семьях.
Ожидаемые результаты:
- привитие здорового образа жизни всем членам семьи школьника;
- снижение уровня противоправных действий у подростков в данном районе;
- повышение качества знаний.
III. « Мир, в котором я живу».
Данное направление, ориентированное на развитие уникальной индивидуальности, и возможностей, заложенных природой в ребенке, организацию досуга, включает в себя:
1. тестирование и анкетирование детей и родителей с целью выявления интересов, направленности и возможностей ребенка. 2.разработка индивидуальных маршрутов развития ребенка;
3.создание наглядного материала - рекламы;
4.прведение открытых мероприятий, творческих отчетов, организация выставок работ кружковцев для других учеников, родителей, жителей микрорайона.
5.создание школьной газеты, оформление информационных стендов о достижениях всех участников;
6.награждение и поощрение ребят, проявивших себя в той или иной сфере деятельности.
Промежуточные результаты:
- развитие у детей интереса к деятельности;
- расширение кругозора детей, их коммуникативных способностей;
- развитие памяти, умений и навыков.
Ожидаемые результаты:
- создание комфортной, уютной, личностно-ориентированной атмосферы в школе;
-раскрытие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
- формирование у всех участников программы чувства любви и уважения к себе, школе, семье.
Реализация всей данной программы поможет детям:
- быть занятыми во внеурочное время, а родителям быть уверенным в безопасности своих детей;
- в снятии эмоционального и физического напряжения;
-приобрести жизненно важные навыки взаимодействия, взаимопонимания с другими людьми,
- сформировать "Я-концепцию", ведь именно невозможность заполнить этот потенциал приводит подростков на путь правонарушений, § успешно осваивать образовательную программу; Реализация программы будет способствовать:
• формированию здорового образа жизни у учащихся и членов их семей;
• вырабатыванию у школьников волевых качеств, ответственности за поступки и принятые решения;
• Формированию правовой грамотности подростков;
• развитию умений и навыков;
• овладению школьниками системой знаний и умений;
• определению каждым учеником своего пути в жизни;
• росту имиджа школы и учителей;
• понимания учениками и родителями важности получения образования.
IV. Условия реализации программы.
1. созданы условия для творческого и профессионального роста педагогов:
Ø все сотрудники школы повысили квалификацию: · на курсах различного уровня,
· участвуя в районных конкурсах и смотрах.
Ø в школе:
· имеется методическая и педагогическая литература по разным направлениям;
· создана школьная аудио и видео тека; · регулярными стали тематические семинары, в работе которых участвуют все педагоги.
2. сформирован коллектив учителей - коллектив единомышленников: творческие вечера, традиции, экскурсии, праздники
3. сформирован общешкольный коллектив учителей и учеников, ориентированный на успех - коллектив соучастников и сотрудников образовательного процесса. изменились внешний облик и внутренний мир учеников, учителей; изменилось отношение родителей, жителей микрорайона к школе.
4. создана хорошая материально-техническая база:
· оборудованы кабинеты химии и биологии, иностранного языка, психолога, ЛФК;
· все кабинеты отремонтированы и оснащены новой мебелью; · созданы и полностью оснащены кабинеты БОС и информатики;
· отремонтирован спортивный зал и оснащен инвентарем по рекомендациям кафедры развития спорта института им. П.Ф.Лесгафта, · восстановлена спортивная площадка с искусственным покрытием;
· имеется мультимедийное оборудование, интерактивная доска, компьютеры;
· аудио и видео техника, музыкальный центр;
· работает радиотрансляционная система;
· кабинеты технологии постоянно пополняются новым оборудованием;
· имеется оборудование для настольного тенниса.
Программа имеет развитие. При должном обеспечении научным руководством, материальной поддержки коллектив может выйти на новый уровень. |